Картины в интерьере

Из глубины веков

С незапамятных времен человек старается привнести в свой быт уют, гармонию и красоту. Древние греки украшали однотонные стены яркими ковриками и рисунками. Римляне тоже весьма внимательно относились к внутреннему убранству своих домов. Считая греческих мастеров лучшими художниками, они приглашали их отделывать стены росписью и мозаикой.
В Византии в IV веке н. э. обязательным элементом жилого дома была икона. Ее писали восковыми красками или темперой, обрамляли золотыми, серебряными окладами, отделывали драгоценными камнями и эмалями. Икона являлась не только предметом моления и поклонения, но и украшением жилища.
После введения христианства на Руси в каждом доме в красном углу — самом почитаемом месте горницы тоже стали размещать иконы. Какое-либо другое настенное убранство вплоть до XVII века не допускалось. По числу икон и богатству оклада судили о достатке семьи. В XVII веке в домашний обиход, по свидетельству историка Н. И. Костомарова, мало-помалу стали входить картины и эстампы, сначала в царских хоромах, потом у знатных лиц. Интерес к ним начал возникать и в других сословиях. Впрочем, на эстампах, которые тогда дозволяли себе вешать в золоченых рамах богатые люди, изображались преимущественно священные предметы. При этом их строго отличали от образов, и они не имели вовсе священного значения.
Во Франции и Фландрии в ХII — XIII веках, а немного позже и в Италии стены комнат декорировали безворсовыми коврами. Ковры-картины называли шпалерами. Их рисунок создавали цветными нитями, плотно закрывающими неокрашенную основу из шерсти и льна.
XVII-XVIII века — время расцвета изготовления гобеленов. В Париже в 1662 году была основана мануфактура братьев Гобеленов, а в 1717 году шпалерная мануфактура открылась и в Петербурге, где начали ткать первые отечественные ковры-картины.
Гобелены, шпалеры, картины являлись непременной частью убранства дворцов и загородных резиденций императоров. Именно с интерьером дворцовых ансамблей XVII- XVIII веков связано такое понятие, как сплошная шпалерная развеска, когда картинами закрывается почти вся стена. В Большом Петергофском дворце есть зал, называемый Картинным. В нем по приказу Екатерины Великой разместили 368 живописных полотен итальянского художника Пьетро Ротари, применив прием сплошной шпалерной развески.
Новшества в архитектуре и мебели непременно отражались на оформлении помещения. Так, стиль модерн XIX — начала XX века привнес криволинейные очертания в архитектурные формы, металлические ограждения в рисунок паркета, а также в настенные панно и предметы обстановки. Распространение функционализма и конструктивизма привело к появлению простых, удобных и трансформируемых интерьеров. Но всегда их неотъемлемым элементом оставалась картина в раме.

Галерея в вашем доме

Последнее время стал моден приём размещения картины на пюпитре или мольберте. Создается ощущение творчества и созидания (как будто художник только закончил свою работу).

Хорошие картины, эстампы, офорты, гравюры, репродукции и фотографии могут преобразить любое жилище, сделать дом уютным и неповторимым. Любой предмет вашего домашнего интерьера несет с собой информацию. Один предмет — радость, желание жить и творить, а другой — уныние, скорбь и депрессию. Предметы могут приносить в дом удачу, или причинять несчастья. Это зависит от многих факторов: тематики, цветовой гаммы и расположения. Умело и со вкусом развесить картины — большое искусство. Занимаясь дизайном помещения и создавая собственный стиль, не следует впадать в крайности. Аскетизм в интерьере ведет к пустоте и незавершенности, а перенасыщение — к перегруженности. Единый стиль легко нарушить неправильным сочетанием разных элементов и деталей обстановки. Поэтому, покупая картину, необходимо продумать, как она будет смотреться рядом с другими предметами в интерьере. Она просто займет свободное место на стене или придаст помещению новое звучание?
При желании, домашнюю коллекцию недорогих произведений искусства можно обновлять, тогда вы будете ощущать себя в русле моды и времени.

Тематика картин в квартире

Покупайте картины с позитивной энергетикой и тематикой и избегайте картин с изображением сцен войны, насилия, катастроф, разрушений, болезней, ужасных чудовищ и т.п. Не стоит забывать, что квартира — многофункциональная среда и для каждого помещения нужны свои картины.

Гостиную вполне можно украсить яркими, сочными картинами в стиле импрессионизм или красивыми городскими пейзажами. А если речь идет о спальне, где люди, как правило, отдыхают, то явно не стоит покупать туда картины, изображающие мчащийся на гребне волны парусник, шторм, ветер, водопад, сцены охоты, лучше выбрать более сдержанные и умиротворяющие краски и сюжет.

Для спальни хорошо подойдет картина с изображением пары.

Аппетитный натюрморт или красивые цветы придадут живописный характер кухне и создадут гармонию изобилия и теплых отношений. Здесь также будут очень кстати красочные декоративные тарелки и керамические вазы.

Идеальный выбор картины для рабочего кабинета — пейзажи, создающие гармоничный фэн-шуй. Для кабинета в классическом стиле — картины с охотой. Изображение гор за спинкой рабочего кресла символизирует поддержку, стабильность и надежность. Изображение водопада, реки, ручья или озера перед рабочим столом стимулирует стихию воды, которая приносит много удачи и богатства, но никогда не вешают такие картины у себя за спиной. Картины с открытым полем привносят легкость в бизнес и карьеру и поэтому благоприятны перед рабочим столом.

В детской комнате можно повесить яркую картину детской тематики или оформленный наивный рисунок ребенка, увеличенный и напечатанный на плоттере. Так же в детской специалисты фен-шуй советуют вешать картину: с глобусом — для успеха в обучении, с лошадьми (покровитель детей) — для быстрого умственного развития, усидчивости и выносливости. Для мальчиков хороша картина с парусником, идущим на всех парусах (для быстрого обучения и постоянного движения вверх). А в комнате молодой девушки картину с пионами — символом удачного замужества. Абстракции с яркими, контрастными красками и картины, на которых изображено действие, могут активизировать энергию в коридорах, гостиных, прихожих, приемных, детских, спортивных клубах.

Если вы купили пейзаж с ярко выраженным временем года, то его размещают в соответствующей части квартиры или дома. Весну лучше всего располагать на востоке и юго-востоке, лето — на юге, золотую осень — на западе и юго-западе, позднюю осень — на западе и северо-западе, зиму — на севере.

Семейные портреты представляют собой бесценные по мощности предметы, способные привлечь энергию единства и благополучия. Не рекомендуют их размещать в следующих местах: напротив входной двери и двери туалета, напротив лестницы, в полуподвальных помещениях. Над лестницей можно расположить небольшие картины с городскими пейзажами.

Композиция

Обычно в комнате вешают одну или несколько картин, компонуя их на той стене, куда меньше всего попадают прямые солнечные лучи. Симметричные композиции отличаются упорядоченностью и равновесием. При асимметричном размещении порядок более сложный и его баланс легко нарушить. Полагайтесь на ваше чувство пространства и вкус и не стесняйтесь, эксперементируйте! Вначале вы можете составить композицию на полу, а затем перенести ее построение на стену.
С помощью живописи легко подкорректировать пропорции мебели. Расположите над громоздким диваном картины, и он зрительно станет меньше. Для этого можно воспользоваться приемом сплошной шпалерной развески. Скомпонуйте вплотную, в два ряда шесть или восемь графических работ одного размера в одинаковом багете.
Если у вас много картин, репродукций или гравюр в едином стиле, можно организовать домашнюю картинную галерею. Для этого прямо под потолком по всей длине свободной стены закрепите стальную штангу с подвижными крючками. Развесьте картины одну под другой, используя нейлоновую леску. Такую композицию время от времени можно менять, вешая картины на разной высоте и в разнообразных сочетаниях. Важно лишь, чтобы внешние края ансамбля образовывали четкий прямоугольник. Это придаст композиции уравновешенность и спокойный гармоничный характер. Свободное пространство стен в рабочем кабинете уместнее заполнить тоновыми или многокрасочными картинами с расстоянием между ними 20-30 сантиметров, желательно в багете одного стиля.

Цвет стен

Лучший фон для любой картины — однотонная стена. На стене яркого, насыщенного цвета не каждая картина будет смотреться хорошо. Стены такой расцветки забирают все внимание на себя, и ваша картина может просто потеряться в буйстве красок. На светлой стене практически любая живопись будет выглядеть хорошо. Также картина может сливаться со стеной, если они одного цвета и тональности. Но это не страшно и можно исправить, для этого оформите картину в контрастную раму.